С 28 по 29 декабря 2016 года с целью получения информации об уровне адаптации всех учащихся первого класса в МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ» проведен эксперимент по изучению личностной готовности первоклассников к школе. С этой целью была составлена программа изучения уровня адаптации первоклассников к
Были использованы следующие методики:
1. Исследование внутренней позиции школьника. Эксперимент проводится индивидуально в форме беседы «Об отношении к школе и учению». Экспериментатор спрашивает, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задают первый вопрос: Что тебе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в школе? и т.д.
2. Методика «Графический диктант». При анализе результатов выполнения задания необходимо было порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй - о степени самостоятельности ребенка в учебной работе (По методике Д.Б. Эльконина).
3. Методика «Рисунок человека».
4. Методика "Образец и правило".
5. Методика «Первый достаточный звук».
Все предлагаемые методики проводились фронтально, учитывая при этом самостоятельность выполнения. Все задания выполнялись учениками хорошо заточенным карандашом с мягким грифелем. Ластик в работе не принимался. На всех листах в верхнем левом углу обозначены номера методик. После проведения тестирования по всем четырем методикам проведены оценки результатов выполнения заданий по каждой методике отдельно. При оценивании работы учащегося баллы за выполнение задания проставлялись в работу каждого ученика. После проведения всех работ по данной методике результаты были перенесены в общую таблицу.
Выводы и заключения.
Таким образом, на основе полученных данных выделили первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога - это первоклассники с недостаточным уровнем адаптации и первоклассники с частичной адаптацией. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи, как со стороны психолога, так и учителя. В зависимости от конкретной ситуации психологу следует проконсультировать родителей и учителей, дать рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.